Дворец Питти – грандиозный памятник архитектуры во Флоренции
Содержание
Оказавшись во Флоренции обязательно прогуляйтесь по южному берегу Арно, затем по улочке Гвиччврдини. Восхищаясь окружающими пейзажами вы и не заметите, как она приведет вас прямиком к главной площади Питти. На ней расположился самый величественный и красивый дворец Флоренции – «Palazzo Pitti» (Палаццо Питти). Когда-то огромное сооружение было домом для семей великих династий, сейчас оно представляет собой флорентийский музей.
История строительства дворца во Флоренции
Семейство Медичи стояло во главе Флоренции в 15 веке, за время правления они заслужили уважение со стороны народа и хорошее отношение. Лучшим другом семьи был Лука Питти (как показала проверка временем, «друг» оказался простым завистником и недоброжелателем, который старался держаться поближе к семье ради выгоды). Именно с его помощью в 1458 году организовали заговор против семьи Медичи.
С тех пор главной целью Луки Питти стало доказательство собственного превосходства перед семьей, стоящей во главе государства. Лука начал строительство дворца, который должен был стать красивее, лучше и больше любого строения семейства Медичи. До сегодняшнего дня дошли старинные документы, в которых обсуждались детали проекта, указанные в качестве обязательных самим Лукой. Среди них были следующие нюансы, порученные назначенному архитектору Filippo Brunelleschi (Филиппо Брунеллески):
- размер оконных проемов должен соответствовать размеру дверей в резиденции Медичи;
- масштаб самого строения должен быть такой, чтобы внутри с легкостью расположились все строения главенствующей семьи.
Справка. Современные искусствоведы и архитекторы склоняются к тому, что проектом занимался не Брунеллески, а его лучший ученик Лука Франчели. Это доказывают различия между Данным строением и остальными творениями Филлипо, а также неопровержимый факт – на момент возведения проекта мастера уже не было в живых.
Масштаб архитектурного шедевра просто поражал каждого, кто видел чертежи и наброски. Чтобы воплотить проект в реальность в ряды рабочей силы пришлось принимать каждого, кто мог оказать какую-либо помощь в строительстве. В помощники брали даже городских изгоев и преступников, так как объем работы был колоссальным. Задумка была просто грандиозной, но строение так и не смогло превзойти величественную резиденцию Медичи.
Шли годы, дела семьи Питти пошли на спад сразу после того, как из жизни ушел Cosimo di Giovanni de' Medici (Козимо Медичи Старый). Приход Османской империи существенно пошатнул торговлю Флоренции. Именно тогда большинство зажиточных семей потеряли все что было нажито и пополняли ряды простых жителей города. Строительство величественного сооружения было заморожено из-за отсутствия денег в 1464 году. Хозяин «творения» так и не смог увидеть завершение строительства, скончавшись в 1472 году.
Несмотря на все обстоятельства и тяжелое положение страны в целом семейство Питти все еще было уважаемым среди народа, и продолжило жить в недостроенном дворце.
Власть во Флоренции вернулась к Козиму Первому в 1537 году. Он получил титул великого Тосканского герцога. Он преподнес своей жене Элеоноре Толедской бесценный подарок в 1549 году, им стал выкупленный дворец семейства Питти.
Перед переездом в новые апартаменты семья приняла решение существенно расширить масштабы постройки. Основой стал проект, который предполагался изначально Лукой Питти. Расширение площади началось с тыльной стороны, после чего строение стало в два раза больше. Внутри огромное пространство было разделено с помощью полукруглых арок с высокими пилястрами. По окончании стройки длина здания составляла 38 метров в высоту и 205 метров в длину.
В 1565 году в строительство проекта были внесены небольшие коррективы. Архитектору Джорджо Вазари было поручено составить проект – коридор, который соединил бы Палацо Питти с Палаццо Веккьо и воплотить его в реальность. Это позволило бы объединить семейную резиденцию с местом, где собирались заседания правительства. Переход также затрагивает Понте Веккьо и дворец Уффици. Участок моста, проходящий над Арно обустроен огромными окнами, из которых открывается прекрасный вид на реку и окрестные пейзажи Флоренции. Благодаря закрытому коридору семья герцога безопасно и быстро переехала в новую резиденцию. Немного позже архитектурный шедевр назвали именем архитектора, который его создал.
На выкупленной территории, расположенной позади палаццо, был сооружен парк, который в настоящее время именуется садами Боболи. Создателем парка считался Никколо Триболо, после смерти которого заниматься садом начал Бартоломео Амманати. Среди архитекторов, приложивших руку к созданию парка упоминаются такие архитекторы как Бернардо Буоналети и Джорджо Вазари.
Несмотря на угасающую славу и влияние семейства Медичи титулы передавались из поколения в поколение. Последние представители рода ушли из жизни в 1737 году. В течении короткого времени владельцем палаццо Питти был герцог Лотарингский. Затем дворец перешел во владение французов, после очередной волны нашествия войск Наполеона. Дальше дворец переходил из рук в руки:
- 1860 год – дворец отошел во власть Савойской династии, прихватив с собой тосканскую провинцию;
- 1865–1871 годы – во дворце жила семья короля Эммануила Второго;
- 1919 год – дворец был подарен Италии, после того, как его национализировал внук Эммануила Второго.
Огромная территория палаццо была разбита на галереи и музеи, в которых по сей день сохранены артефакты и произведения искусства тех времен. Любой желающий может посетить более 140 помещений, которые были выстроены в период с 17 по 18 век. Во время последней реконструкции в 2005 году были обнаружены скрытые ванные комнаты, которые сохранились в идеальном состоянии на протяжении 3 веков.
Архитектура
Архитектура величественного дворца Питти представлена в стиле ренессанса. Снаружи сооружение покрыто рустовым камнем, внешний вид – равный по глубине и высоте трехэтажный куб. Второй и третий этажи отличаются семью огромными окнами, которые объединены балконом, на первом этаже три массивных входных двери. Один этаж сооружения в высоту насчитывает более десяти метров.
Палаццо Питти – самый величественный, шикарный и большой дворец в Италии. Отчасти это заслуга Микелоццо. Именно он в Палаццо Медичи-Риккарди использовал исключительно грубые материалы для отделки стен, которые придают дворцу особенное величие. За основу дизайна взяты большие окна закругленной формы и массивные золотистые камни, которые использовались в качестве облицовочного материала фасада.
Первозданный облик архитектурного памятника не сохранился до наших дней. Он был незначительно изменен еще во время первой реконструкции за которую взялся Козимо Медичи. Двери были переделаны в огромные панорамные окна, также была достроена широкая лестница, ведущая прямиком на второй этаж. Появилась новая дополнительная пристройка, из-за чего фасад стал в два раза длиннее.
Амманати внес существенное изменение и во внешний вид внутреннего двора, сделав его самым красивым ренессансным участком «Cortile dell'Ammannati». Каждая стена, выходящая во двор, имеет уникальное сочетание грубой и гладкой текстуры. Колонны внушительных размеров внешне напоминают стволы многолетних деревьев, что сплетает воедино природу с архитектурной задумкой. На стене располагается фреска Джусто Утенса, написанная в 1599 году. Он изобразил палаццо Питти в изначальном виде, сразу по окончании возведения.
Существенные изменения внешнего вида дворца произошли в начале 19 века, когда по бокам конструкции были пристроены два крыла полукруглой форме. В перестройке принимали участие именитые архитекторы таких семейств герцогов, как:
- Паолетти;
- Лоранских Руджери;
- Поччианти.
После этого дворец оказался окружен стенами с трех сторон. Правое крыло было названо «Каретное рондо», левое – «Рондо Бахуса». С течением времени вид комнат менялся от реставрации к реставрации, приближаясь к стилю неоклассицизма. Многие посетители уделяют особое внимание «белой комнате», стены которой братья Албертоли покрыли фресками.
Не осталось незамеченным и жительство французов в резиденции, доказательствами чему является ванная комната Наполеона и вестибюль с покоями Марии Бурбон. К их созданию и дизайну приложил руку Giuseppe Cacialli (Джузепе Чачиалли).
Галереи и музеи внутри
В настоящее время дворец Питти – это уникальный экспонат с множеством галерей и музеев. Семейство Медичи во время переезда во дворец взяли с собой множество скульптур, фарфоровых сервизов, полотен знаменитых художников, драгоценных металлов, камней и ценных предметов.
Второй этаж на данный момент представляет собой шикарную галерею, которая знаменита мифическими залами:
- Сатурна;
- Марса;
- Юпитера;
- Венеры;
- Аполлона.
Роспись каждого зала была выполнена вручную Пьетро Берреттини. Изначально вся галерея была расположена именно там и была дополнена со временем Лотаринги. Размещение картин не менялось с 17 века, что является одной из главных изюминок полному собранию искусства.
Палатинская галерея
Открытие галереи Палатина состоялось в конце 1828 года, тогда посетители впервые смогли увидеть все собрание творений эпохи Возрождения. В галерее можно ознакомиться с произведениями Тинторетто, Караваджио, Веласкеса, Ван Дейка, Рафаэля Санти (одиннадцать уникальных работ). Богатый и величественный стиль барокко, в котором выполнены стены в галерее отлично дополняет произведения искусства, позволяя окунуться в старинную атмосферу возведения дворца.
Галерея современного искусства
В данной галерее собраны произведения более позднего периода – конца 19, начала 20 века. Созерцание работ именитых итальянских мастеров доставит вам истинное удовольствие, несравнимое ни с чем. Там же можно лицезреть уникальные картины, состоящие из множества ярких пятен, которые именовали себя «Маккьяйоли».
Музей серебра
Музей серебра – уникальное место, в котором были собраны старинные вазы ручной работы, принадлежавшие Лоренцо Медичи. Также, музей богат древнеримскими амфорами и вазами сасанидской империи. Почетное место занимают эксклюзивные украшения из старинного серебра и золота и другие изделия с инкрустацией драгоценных камней. Разнообразие роскошных, старинных предметов 16-17 века просто поражает воображение.
Один из самых необычных экспонатов – это уменьшенная копия площади Синьории, с инкрустацией драгоценных камней, элементами золота и серебра.
Музей фарфора
Начало 18 века – период времени, когда столовое серебро стало постепенно уходить на второй план, и было заменено на тончайшие фарфоровые изделия. Фарфор был исключительно на столах самых зажиточных семей. Музей находится на территории садов Боболи, в отдельном «тайном павильоне». Именно в его стенах собраны уникальные образцы старинной керамики, полная коллекция посуды Севра и Мейсена.
Музей карет и костюма
В музее карет собраны античные средства передвижения, на которых царские семейства объезжали городские окрестности. Также, здесь можно лицезреть первые автомобили и первые повозки.
В Малом дворце (Меридиане) вашему вниманию будет представлена выставка костюмов и эксклюзивных одеяний, которые меняются каждый 2 года на новые. Всего, в экспозиции насчитывается более 6 000 аксессуаров и предметов одежды времен 16-18 века. Меридиан был одной из новых пристроек к основному корпусу дворца. Чтобы внимательнее рассмотреть Королевские покои (14 шикарных залов) нужно посетить правое крыло дворца.
Билеты и режим работы
Сады Боболи, музеи и галереи дворца Питти – места, около которых всегда сотни желающих лицезреть шикарные виды старинных времен. Площадь резиденции настолько огромна, что стоять в толпе людей без возможности нормального продвижения к выбранным объектам – просто нереально. Единственное, что может немного омрачить путешествие и экскурсию по столь величественным местам – это очередь за билетами в самый разгар сезона. Дворец открыт для посещений со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:50. Внутренние залы закрываются уже в 17:30.
Такие временные рамки связанны с огромным количеством полотен, на осмотр и проверку которых понадобится немало времени. Приобретая билет во дворец Питти можно по нему же пройти в Галерею современного искусства.
Существенно сэкономить время можно заказав билеты заранее на официальном сайте. Стоит учитывать, что в таком случае к цене билета прибавляется бронирование, стоимость которого составляет от 3 евро. Как только вы закончите оформление заказа и совершите оплату на указанный адрес электронной почты придет специальный ваучер. Его необходимо распечатать и обменять на билет во дворец. Приобретая билет через сайт, вы обменяете его в кассе без очереди.
Свободно располагая временем, лучше заранее позаботьтесь о приобретении всех билетов:
- 12 евро – цена на комбинированный билет. С ним вам открыт доступ к садам Боболи, палаццо Питти и всем достопримечательностям на прилегающей территории в течении 3 дней;
- 7 евро – цена на билет в Музей истории и костюма, так же он подходит для посещения садов Боболи и музея серебра;
- 5 евро – стоимость билета для посещения Палаинской галереи. С ним же можно пройти в Галерею Современного искусства.
Внимание! Во время организации и проведения новых выставок и экспозиций стоимость билетов может отличаться. Актуальные цены всегда можно уточнить на сайте. Кроме того, предусмотрены скидочные цены для льготных категорий граждан.
Как добраться?
Адрес резиденции – Piazza dei Pitti Firenze (Italia). Дворец Питти расположен неподалеку от дворца Веккьо, на площади Питти. Добраться до места назначения можно на автобусах №36 и 11, выход на остановке «San Felice".
Жители Италии уверенно утверждают, что те, кто не был во Флоренции – никогда не сможет понять мотивы Италии. Именно такое сравнение можно сопоставить с палаццо Питти. Не побывав в этих уникальных местах – невозможно понять Флоренцию и в полной мере получить наслаждение от ее достопримечательностей.
Дворец Питти поразил мое воображение с первого взгляда на это поистине грандиозное сооружение. Размеры дворца просто огромные, а архитектура действительно величественная!
Очень интересная и познавательная статья. Теперь хочется побывать в Дворце Питти.