Базилика Сан-Лоренцо – неочевидная жемчужина Флоренции

Главная » Достопримечательности »

Одна из самых больших и старейших церквей Флоренции – базилика Сан-Лоренцо (Святого Лаврентия). Это сооружение, созданное Филиппо Брунеллески, имеет богатую историю, которая отразилась и на его внешнем виде, и на внутреннем убранстве.

Базилика Сан-Лоренцо

Исторические сведения

Ещё с 393 года на месте расположения базилики находилась церковь с аналогичным названием. Возвести ее приказал архиепископ Амброджио. Вплоть до 7 века это сооружение являлось Кафедральным собором Флоренции и только спустя время уступило звание Санта-Мария-дель-Фьори.

Базилика несколько раз перестраивалась и прошла путь от романского стиля до богатого убранства эпохи Возрождения.

Перестройка церкви архитектором Брунеллески

Старую церковь решено было реконструировать в 15 веке по приказу и при финансовой поддержке Джованни Медичи. Этот влиятельный человек решил сделать из базилики усыпальницу клана Медичи. В роли главного архитектора был выбран Филиппо Брунеллески.

Семь лет (с 1421 по 1428) потребовалось творцу для строительства Старой Сакристии – места захоронения членов семьи Медичи. Капелла получилась крайне лаконичной – квадратное помещение с куполом.

Справка. Джованни Медичи умер уже через год после окончания строительства и был похоронен именно в Старой Сакристии.

Вклад Микелоццо

Потом в реконструкции базилики образовался перерыв, который прервался лишь в 1441 году. В это время другой член семьи Медичи – Козимо нанял нового архитектора. Им стал Бартоломео Микелоццо. Он увековечил свое творчество во внутреннем убранстве базилики.

После смерти Козимо в 1464 году, его, как и всех последующих представителей этого семейства, похоронили в базилике Святого Лаврентия. Эта традиция укрепилась и стала обязательной на несколько столетий.

Реконструкция церкви

Третий архитектор, который внес свой вклад в облик базилики – Буонарроти Микеланджело. Он был нанят для продолжения строительства в 1520 году папой римским Львом Х Медичи. Его задачей стало создание на противоположной стороне трансепта Новой Сакристии. Это сооружение предназначалось для захоронения Джулиано и Лоренцо Медичи.

Особенностью этих гробниц стало их расположение. Они помещались не в центральной части ризницы, а вдоль стен. По задумке Микеланджело, Новая Сакристия должна быть дополнена часовней по его эскизам. Он как архитектор отвечал и за ее возведение.

Архитектурные особенности

Снаружи базилика Святого Лаврентия может показаться аскетичной, но вся красота этого сооружения заключается в его внутреннем убранстве.

Фасад

По внешнему виду фасада можно сделать вывод о том, что архитектор забыл украсить его барельефами или другими декоративными элементами. Он выглядит незавершенным и это на самом деле так. Летописцы истории говорят о том, что причиной отсутствия декора стал спор между Микеланджело и Львом Медичи о материале, который должен применяться для облицовки. Первый настаивал на каррарском мраморе, а второй – на камне из Пьетрасанты. Противоречие возникло из необходимости одновременно показать мастерство итальянских художников и выразить материально могущество клана Медичи. Итогом спора стала смерть папы и прекращение финансирования. Фасад так и остался незавершенным. Его украшением стали лишь простые геометрические формы.

Фасад

Интерьер

В противоположность фасаду, интерьер базилики выполнен богато и изящно. Каждого входящего сюда встречают два ряда колонн, расположенных по обеим сторонам. За их возведение и отделку отвечал архитектор Васаллето. Потолок декорирован позолоченными кессонами, а пол – сложным геометрическим рисунком на церковную тематику.

Сложный и тщательно продуманный интерьер базилики дополняется замысловатым освещением. Лучи солнца попадают внутрь здания через несколько дуговых окон, находящихся практически под сводом.

Интерьер

Что посмотреть внутри?

Не стоит акцентировать внимание на внешнем аскетизме базилики, все лучшее спрятано внутри нее. Именно здесь можно увидеть мировые произведения искусства, созданные лучшими творцами эпохи.

Старая Сакристия

Руке Донателло принадлежит внутренне убранство Старой Сакристии. Он лично украсил здание медальонами, люнетами и барельефами. А так с помощью подмастерьев создал фреску, размещенную на внутренней части купола гробницы Джованни и Пьетро Медичи. На этом шедевре изображено небо одновременно с ночным и дневным светилом, а также нанесены все известные на тот момент звезды.

Старая Сакристия

Новая Сакристия (капелла Медичи)

После того как Микеланджело не удалось воплотить в жизнь свои идеи относительно украшения фасада, он был нанят кардиналом Джулио Медичи для строительства новой часовни и ее внутреннего убранства.

Здесь находятся саркофаги двух герцогов клана Медичи. Сверху гробниц расположены аллегорические фигуры, автором которых является Микеланджело. В самом центре капеллы расположена скульптурная композиция «Мадонна и младенец», принадлежащая тому же автору.

Новая Сакристия

Справка. Эту часть базилики часто посещают студенты художественных академий для того чтобы своими глазами увидеть уникальные скульптуры.

Капелла принцев

Это восьмиугольное сооружение знаменито тем, что имеет второй по величине купол во всей Флоренции. Его своды изнутри украшены фресками с изображением гербов тосканского Герцогства. Также туристов поражает искусная роспись склепа, где захоронены члены семьи Медичи. Все работы принадлежат одному автору – Пьетро Бенвенути. Он создал их в 1826 году.

Капелла принцев

Внутренний двор

Внутренний двор расположен между капеллами и библиотекой Лаврентия. Он выполняет роль открытого прохода между сооружениями. Этот небольшой элемент ландшафтного дизайна выполнен изящно и со вкусом. В самом центре располагается небольшое апельсиновое дерево, а от него расходятся лучами несколько дорожек. Каждая из них имеет обрамление из аккуратно подстриженных кустов. В весенние месяцы все растения красиво зацветают и наполняют дворик благоуханием цветов.

Внутренний двор

Библиотека Лаврентия

Ещё одно творение Буонаротти в этом архитектурном ансамбле – Лаврентьевская библиотека. Ее строительство велось с 1524 по 1534 года и финансировалось папой Климентом VII Медичи. Авторству Буонаротти принадлежит и великолепная лестница, напоминающая по форме застывшую лаву, а также, весь интерьер читального зала.

Библиотека предназначалась для хранения рукописей и исторических книг, принадлежащих Козимо Медичи. Но после его смерти библиотека не раз переходила по наследству внутри этого клана.

Обратите внимание! В библиотеке хранится множество уникальных экземпляров книг. Например, Библия с датой издания, относящейся к 8 веку нашей эры, или энциклопедия из Древнего Рима.

Информация для туристов

Базилика Сан-Лоренцо расположена на одноименной площади по адресу: Piazza San Lorenzo. Она открыта для посещения во все дни, кроме понедельника.

Базилика Сан-Лоренцо на карте Флоренции

Вход платный – 7 евро для базилики и 9,5 евро для комплексного посещения, включающего библиотеку. Но по воскресеньям можно бесплатно пройти на мессу. Посещение капеллы Медичи оплачивается отдельно и стоит 14 евро.

Время работы:

  • базилики – с 10:00 до 17:30;
  • капеллы Медичи – с 8:15 до 18:00.

Посещение церкви Святого Лаврентия – обязательная часть туристического маршрута по Флоренции. В этом невзрачном снаружи сооружении скрыты настоящие шедевры мировой культуры, авторство которых принадлежит известным архитекторам и художникам.