Капелла Медичи – мемориальная часовня великой семьи
Содержание
Капелла Медичи – уникальное строение, символ неповторимого таланта Микеланджело Буонарроти. Часовня расположена во флорентийской церкви Сан-Лоренцо.
История создания капеллы
В 1514 году папа римский Лев Х пригласил Микеланджело для создания нового фасада Сан-Лоренцо. Этот храм принадлежал семье Медичи и должен был стать «зеркалом всей Италии». Но планам не суждено сбыться: на реализацию проекта не хватило денег и он был заброшен. Чтобы художник не держал обиды на семью за работу впустую, кардинал Джулио Медичи поручил ему создать часовню внутри той же церкви. Работы были начаты в 1519 году.
Первым этапом стало создание надгробия для рано умерших представителей семьи Медичи – герцога Неймурского и герцога Урбинского. Вначале архитектор хотел уйти от стандартных вариантов и разместить скульптуры посреди часовни, но позднее вернулся к классике – расположил монументы вдоль стен и украсил пространство вокруг них фресками. Из принципиальных соображений Микеланджело не создавал портреты и этот случай не стал исключением. На надгробиях он изобразил четыре времени суток и столько же фигурок скорчившихся мальчиков.
Справка. Одну из скульптур мальчиков, впоследствии, продали в Англию, а затем в частную коллекцию императрицы Екатерины II.
Работы над созданием часовни длились более 15 лет и, по-прежнему, были далеки от завершения. Художник добивался совершенства, текущее положение дел его не устраивало. К 1527 году он успел полностью закончить лишь три скульптуры: Лоренцо, Джулиано и Ночи. Остальные были набросками. В это время во Флоренции происходит восстание и влиятельную семью Медичи выгоняют из города. Микеланджело встал на сторону мятежников, чем еще больше отдалился от своих покровителей. Работы в часовне были приостановлены.
До 1531 года архитектор руководил возведением фортификационных сооружений города. После восстановления власти Медичи, в этом же году они заставили мастера вернуться к работе над часовней. Он завершил наброски скульптур и навсегда переехал в Рим. Часовню достраивали по его чертежам, а монументы Косьмы и Дамиана полностью выполнили его помощники – Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо.
Старая ризница
Главное предназначение ризницы или сакристии – хранение разнообразных церковных атрибутов и место подготовки к богослужениям. Но в часовне Сан-Лоренцо она используется не по прямому назначению – это склеп основателя рода Медичи Джованни ди Биччи. Это лаконично оформленное помещение квадратной формы было создано архитектором Филиппо Брунеллески.
На мастера оказывали серьезное влияние античные художники, поэтому многое в ризнице напоминает римскую архитектуру. В качестве украшения стен использовались накладки из зеленого мрамора и безупречная бежевая штукатурка. По длинному сводчатому коридору проходит путь к нижней усыпальнице и могиле Медичи Козимо Старшего. Стены этого склепа богато украшены фресками, изображающими красный бархат с серебряными нитями. В сакристии расположены бюсты из бронзы, изображающие усопших, на входных дверях – витиеватая резьба по дереву.
В старой ризнице находятся значимые католические святыни:
- серебряный крест 877 года, используемый для процессий;
- реликварий Святых упокоенных 1715 года;
- сосуд со Святыми Дарами, принадлежащий Лоренцо Дольчи (1787 год);
- рака архиепископа 1622 года;
- сосуды со святыми мощами.
Новая ризница
Эта часть была создана Микеланджело в 1520 году по заказу папы Климента VII. Здесь, по задумке, должны быть похоронены Тосканские герцоги, принадлежащие к роду Медичи.
Справка. Работа мастера над этим склепом усложнялась его политическим положением. Он придерживался республиканских взглядов и, одновременно, работал над усыпальницей их заклятых врагов.
Попасть в новую ризницу или Капеллу Медичи можно, пройдя через всю базилику Сан-Лоренцо и повернув направо. Усыпальница с саркофагами находится внизу, к ней ведут крутые ступени.
Саркофаг герцога Неймурского
Герцог Неймурский – младший сын Лоренцо Великолепного. Его могилу украшают скульптуры, символизирующие быстротечность времени:
- «День» – молодой юноша с атлетическим телосложением. На первый взгляд, скульптура не завершена, но это осознанный прием художника, символизирующий быстротечность и переменчивость планов на жизнь;
- «Ночь» – женщина в возрасте, в чертах которой еще можно уловить былую красоту. Она выражает скорбь и трагедию всего произошедшего. Скульптура вдохновила на создание стихотворений не только поэта Джованни Строцци, но и самого Микеланджело.
Скульптура самого герцога Неймурского расположена в нише стены. Монумент выполнен в виде молодого человека, облаченного в римские доспехи и сидящего на троне. Он задумчив и умиротворен.
Для создания атмосферы покоя и трагичности в усыпальнице использовалось особое освещение – тонкие лучи попадают вовнутрь сквозь единственное окно на потолке.
Саркофаг герцога Урбинского
Могила этого герцога украшена фигурами, продолжающими мысль о скоротечности времени:
- «Утро» – красивая, сильная женщина со следами легкой болезни;
- «Вечер» – взрослый мужчина с отчетливой печатью усталости на лице.
В стене ризницы расположена скульптура, изображающая самого герцога Урбинского. Он представлен как древнегреческий воин в доспехах над своей же гробницей.
Саркофаги братьев Лоренцо Великолепного и Джулиано
Саркофаги братьев украшает Мадонна с младенцем на руках. Она взволнована и обеспокоена судьбой своего ребенка. Сам малыш, словно не замечает присутствия посторонних, он повернут лицом к матери и всецело увлечен ей. Такая поза, по мнению Микеланджело, свидетельствует о близости между родителями и детьми.
Капелла Принцев
Попасть в Капеллу Принцев можно также со стороны площади Мадонны дель Бранди, находящейся с противоположной стороны церкви Сан-Лоренцо. Здесь размещены захоронения шести Великих герцогов Тосканских. Создана Капелла в 1604 году Мате Риджетти, украшением ее занимались мастера из Pietra dura.
Стены помещения инкрустированы пластинами из мрамора и полудрагоценных камней, с их помощью выполнен причудливый орнамент. В нижней части – гербы городов Тосканы. На могилах, также, расположены родовые гербы.
Герцоги Медичи – основоположники банковской системы и знаменитые ростовщики. Поэтому на их гербах присутствуют шары – символы процентной ставки по займам.
Вдоль стен Капеллы расположено шесть ниш, но только в двух есть скульптуры. Сооружение не было завершено и на свои места установили только монументы Фердинанда I и Козимо II.
Полезная информация
Точный адрес капеллы Медичи: Piazza di Madonna degli Aldobrandini, 6. 50123 Firenze.
Время работы – ежедневно с 08:15 до 16:50, но билеты в кассе можно купить только до 16:20. Плановые выходные – каждое четное воскресенье месяца и нечетный понедельник.
Внимание! Капелла закрыта в дни крупных праздников – Новый год и Рождество (1 января и 25 декабря), а также, 1 мая.
Входные билеты можно приобрести в кассе. Стоимость:
- взрослый – 8 евро;
- дети до 6 лет – бесплатно.
Стоит обратить внимание, что билеты в библиотеку на территории Сан-Лоренцо покупаются отдельно.
Как добраться?
Главный ориентир, по которому можно найти капеллу Медичи – сама церковь Сан-Лоренцо. Она отмечена во всех путеводителях. Добраться до места можно на автобусе С1, выйдя на одноименной остановке «San Lorenzo» или на следующей за ней «Cappelle Medicee».
При поездках на личном автомобиле можно воспользоваться ближайшей подземной парковой железнодорожного вокзала Santa Maria Novella. От него до базилики несколько минут неторопливой ходьбы.
Капелла Медичи – это семейная усыпальница влиятельного клана. Это сооружение – один из символов эпохи Возрождения и величайший шедевр Микеланджело.
Надо же, даже не верится, сколько сил и времени было потрачено на такую работу! И чтоб веками ещё держалась... Дух захватывает от всей истории, и как преобразили в более современное время.