Санта-Мария-Новелла – доминиканская церковь Флоренции

Главная » Достопримечательности »

Итальянская архитектура весьма разнообразна по своим стилям и направлениям, что объясняется разделением страны на несколько государств на протяжении долгого времени. Здесь собраны лучшие образцы европейской и мировой архитектуры, среди которых есть дворцы, храмы, крепости, башни и другие исторические сооружения. Одной из самых ярких достопримечательностей Италии считается архитектурный комплекс базилики Санта-Мария-Новелла.

Церковь Санта-Мария-Новелла

Исторические сведения

История строительства данного сооружения восходит к 13 веку, когда монахи доминиканского ордена, прибывшие во Флоренцию, приняли решение построить новый храм и монастырь вместо стоящей на этом месте старой молельни. В те времена данная местность называлась «Виноградниками» по причине произрастающих здесь кустов винограда самых разнообразных сортов. Именно эта территория и находящаяся на ней небольшая церковь Богоматери были подарены доминиканским монахам за их подвиг во имя веры.

Первый камень будущей базилики был заложен уже в 1246 году, а спустя 30 лет было завершено строительство нефов. Из-за недостаточного финансирования строительство здания длилось вплоть до 14 века, а внутренняя отделка и работа над фасадом шла еще несколько десятков лет. Строительство шло достаточно долго, поэтому церковь была освящена лишь в 1420 году.

Справка. До сих пор остается неизвестным имя архитектора, который возглавлял данное строительство, но, согласно историческим источникам, фасад и центральный вход удалось достроить благодаря поддержке правящей тогда династии Ручеллаи, чьи геральдические символики украшают современный фасад церкви.

В 16 веке интерьер здания был изменен, тогда перестройку начал известный архитектор и художник Джорджо Вазари, положивший начало науке искусствознания. Именно этот деятель искусства считается основоположником строительства Галереи Уффици, которая считается одной из главных достопримечательностей Флоренции. По его задумке были сужены готические окна, восстановлены боковые алтари и изменено ограждение хора. Вазари также распорядился замазать некоторые исторические фрески, которые украшали интерьер базилики, так как посчитал их морально устаревшими. Сохранилось лишь монументальное панно «Троица» Мазаччо, которое относилось к 1425–1427 гг.

Таким образом, к 70-м годам 16 века в здании были возведены 5 капелл, клуатр и завершены все работы по изменению внутреннего убранства, и храм приобрел окончательный облик. Удивительно, но Базилика Санта-Мария-Новелла никогда не подвергалась нападениям и разграблениям, поэтому современные туристы могут любоваться нетронутыми витражами, внутренним великолепием и первозданным видом храма.

Архитектура церкви Санта-Мария-Новелла

Большинство туристических проспектов уделяют мало внимания данному сооружению, но для того, чтобы прочувствовать уникальную атмосферу города и узнать поближе его историю, стоит побывать и в этом архитектурном шедевре 13 века. Это трехнефное сооружение представляет собой здание в форме египетского креста или буквы Т. Центральный неф составляет 99 м в длину, 28 м в ширину, а ширина трансепта равна 61 м. Фасад и крещатый свод украшены белым и зеленым мрамором, который считается отличительной чертой архитектуры здания.

Украшение фасада

Фасад церкви сочетает в себе несколько архитектурных стилей – готический, романский и ренессансный. На фасаде можно даже заметить астрономические принадлежности, которыми когда-то пользовался монах Данти. В тимпане верхнего яруса можно увидеть Лик младенца, который окружен солнечными лучами. Для того чтобы верхний и нижний ярусы гармонировали друг с другом, был придуман интересный элемент архитектуры – полоса с квадратами, придуманными Леоном Баттистой Альберти в 14 веке. Для соединения нефов разной высоты мастер использовал так называемые завитки, представляющие собой опрокинутые волюты.

Особого внимания заслуживает колокольня высотой 68 м, построенная в романском стиле в середине 14 века. Она дополнена висячими арками трехстворчатыми окнами, а сверху ее украшают готические узоры.

Колокольня

Интересной работой можно назвать также круглый витраж «Коронование Божьей Матери», на котором изображены пророки и танцующие ангелы.

Внутреннее убранство и шедевры искусства

Сегодня церковь Санта-Мария-Новелла предстает перед нами в том же виде, в каком была в конце 16 века. Многие туристы отмечают, что хоть базилика обладает неповторимой красотой, ее интерьер все же отличается скромностью – здесь нет пестрых картин, золоченых узоров или богатых мозаик, зал украшен неброско, но благородно. Здесь можно увидеть многие произведения искусства 14-16 веков, например, работы Джорджо Вазари, Росселлино и других.

Всего в храме 5 капелл, причем три капеллы расположены вокруг четвертой, а пятая – отдельно в монастырском дворике:

  1. Отдельного упоминания заслуживает капелла Маджоре (Торнабуони), которая расположена в главном алтаре и посвящена Вознесению Мадонны. На ее фресках изображены события из жизни Девы Марии и Иоанна Крестителя.
  2. Капеллу Гонди можно назвать первой, так как строительство базилики начиналось именно с нее. Здесь сохранились самые древние фрески во Флоренции, а также знаменитое «Распятие» Филиппо Брунеллески. На нем изображен обнаженное тело Спасителя, что противоречит традиционным церковным канонам.
  3. В капелле Строцци-ди-Мантова, расположенной справа от главного алтаря, находятся легендарные фрески «Рай», «Страшный суд» и «Ад», которые отсылают нас к «Божественной комедии» Данте.
  4. В капелле Ручеллаи можно увидеть величественный постамент, на котором стоит выполненная из мрамора статуя Матери Христа с младенцем Иисусом на руках.
  5. Пятая капелла называется Пура (пер. с итал. «чистая») и имеет отдельную легенду, которая гласит, что однажды сюда явилась сама Мадонна и увела двух грязных детишек умываться; откуда пошло название.

В зале, где расположены скамейки для прихожан, можно увидеть 6-метровый «Расписной крест», выполненный основателем итальянской школы живописи Джотто ли Бондоне в период 1290–1300 гг.

Крест в зале для прихожан

Самым таинственным местом в храме можно назвать Клуатр Мертвых, ведь вход в него закрыт. Здесь находятся погребальные капеллы с могилами наиболее влиятельных и богатых жителей Флоренции, которые завещали похоронить свои тела именно здесь, а не в Дуомо.

Большой Клуатр считается одним из самых обширных внутренних дворов среди монастырских зданий во Флоренции. Его строительство началось в 16 веке, а роспись фресками с библейскими историями была нанесена уже в 17 веке. До наших дней сохранились лишь фрески «Коронование Божьей Матери» и «Вероника». В определенное время передняя часть клуатра использовалась в качестве резиденции для римских пап.

Обратите внимание! Особого внимания заслуживает аптека, которая расположена не в самой церкви, но на территории площади Санта-Мария-Новелла. Ведь это не простая аптека, а настоящая мастерская по изготовлению лекарств и парфюмерных изделий, построенная в 14 веке.

Упоминания в культуре

Этот замечательный памятник архитектуры упоминается в различных произведениях знаменитых деятелей культуры, а его история содержит немало занимательных фактов:

  1. Именно в этой церкви начинается действие романа Джованни Боккаччо «Декамерон», написанного в 1352-54 гг. По замыслу автора, молодые люди встретились в стенах капеллы Строцци прежде, чем покинуть Флоренцию, охваченную чумой.
  2. Базилика упоминается и в музыке – у итальянского композитора Пупо есть одноименная песня, написанная в честь Флоренции и ее символа.
  3. Церковь нашла упоминание и в современной массовой культуре – именно здесь разворачивается действие одной из сцен компьютерной игры Assassin's Creed II.
  4. Микеланджело называл эту церковь не иначе, как «моя невеста», хотя до того, как стать любимицей мастера, она претерпела значительные изменения во внешнем облике.

Следует упомянуть и о некоторых исторических фактах, касающихся базилики:

  1. Помимо библейских персонажей, на некоторых фресках капеллы Торнабуони изображены члены семьи и приближенные известного мецената Джованни Торнабуони, который также управлял банком Медичи. Именно он стал заказчиком целого цикла фресок, которые украсили самую большую часовню храма. Автором этих произведений выступил художник Доменико Гирландайо.
  2. Одна из часовен церкви была построена на средства Томмазо Строцци, который пожертвовал деньги на строительство капеллы для искупления своих грехов. По его заказу художник Нардо ди Чоне выполнил фрески «Страшный суд», «Ад» и «Рай», которые олицетворяют элементы «Божественной комедии» Данте.

Фреска "Страшный суд"

Билеты и часы работы

Посетить доминиканскую церковь можно в любой день в указанное время. Часы работы в летнее время:

  • понедельник–четверг, суббота с 09:00 до 19:00;
  • пятница с 11:00 до 19:00;
  • воскресенье с 12:00 до 17:30.

В зимнее время храм открыт по следующему расписанию:

  • понедельник–четверг, суббота с 09:00 до 17:30;
  • пятница с 11:00 до 17:30;
  • воскресенье с 13:00 до 17:30.

Стоимость билетов для взрослых составляет 7,5 евро, для детей в возрасте 11-18 лет – 5 евро, а для детей до 11 лет вход бесплатный. Для того чтобы обойти базилику целиком и рассмотреть все ее особенности, понадобится не менее 2-3 часов.

Как добраться?

Эта удивительной красоты доминиканская церковь расположена в западной части Флоренции, в ее историческом центе, рядом с центральным железнодорожным вокзалом, на площади Piazza Santa Maria Novella, в полукилометре от знаменитого собора Дуомо. Если прибывать во Флоренцию поездом, то именно базилика станет первой архитектурной достопримечательностью, которая бросится туристу в глаза. Добраться до нее из других концов города можно на такси или на общественном транспорте.

Санта-Мария-Новелла на карте Флоренции

Именно на этой стороне расположен центральный вход в здание. Непосредственный вход в церковь осуществляется через арку, которая находится справа от главных ворот. Пройдя под аркой, можно попасть в монастырский дворик, где и расположена касса. Задний фасад сооружения выходит на площадь Piazza della Stazione.