Санта-Мария-дель-Фьоре – кафедральный собор во Флоренции
Содержание
Италия богата различными памятниками истории, музеями, дворцами и соборами. Можно добавить к этому списку мягкий климат, изысканную кухню и местный колорит, и путешествие в эту европейскую страну превратится в настоящий праздник и надолго останется в памяти. Если вы не знаете, с чего начать осмотр итальянских достопримечательностей, то рекомендуется увидеть знаменитый собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
История собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Если обратиться к истории создания и строительства собора, то оно началось благодаря стараниям католической церкви еще в 13 веке. В те времена Флоренция была одним из крупнейших городов Тосканы и могла составить конкуренцию Сиене и Пизе. Собор Санта Репаратта, построенный еще в 4 столетии на месте руин древнеримского храма, перестал удовлетворять местным требованиям, а число его прихожан превысило предельную вместимость. Его стены обветшали и стали рушиться, поэтому было принято решение снести старый кафедральный собор и возвести на его месте самый большой храм. Такое строительство помогло бы городу установить свое превосходство не только во власти и богатстве, но и в размерах постройки.
Начало строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре относят к 1296 году, гильдия искусств поручила его крупнейшему тосканскому зодчему Арнольфо ди Камбио. Он задумал поистине грандиозное по масштабам строение, основу которого составляли бы классические элементы готики, норманнской архитектуры и раннего итальянского возрождения. Архитектору здание виделось в виде трехнефного храма в форме креста, хотя возведение восьмигранного купола, опиравшегося на столбы, еще не было продумано.
После завершения строительства центрального и боковых нефов, восьмиугольного барабана в 1302 году знаменитый зодчий внезапно скончался, после чего работы по возведению крупнейшего флорентийского собора были приостановлены почти на 30 лет. После этого ведущим архитектором данного проекта был назначен великий художник Джотто ди Бондоне, который сосредоточил свое внимание на строительстве колокольни.
Однако и этот мастер не дождался окончания проекта и скончался в 1337 году, но его дело было продолжено в течение следующих 10 лет и позволило дорасти грандиозному зданию до сводов. Построение собора заняло в общей сложности 100 лет и проводилось разными поколениями мастеров.
Долгое время сооружение стояло без купола, так как архитекторы только потом задумались о том, как же увенчать такой огромный собор куполом на большой высоте. В 1418 году был объявлен конкурс на лучший проект купола, в котором победил Филиппо Брунеллески. По проекту уже была предопределена восьмигранная форма купола, барабан которого опирался на столбы, но возведен он пока не был.
Таким образом, Брунеллески стал создателем легендарного и самого большого в мире купола восьмиугольной формы, в основе которого не было ни одной деревянной опоры. Сам купол был возведен в 1434 году, а в 1466 году он был дополнен фонарем с золотым шаром – работой Антонио Верроккьо.
Данная постройка стала своеобразным связующим звеном между средневековой готикой и новой эпохой зодчества – Ренессансом. Несмотря на незавершенность строительства, храм был освящен Папой Римским, и полностью был достроен только в 19 веке.
Архитектура собора
В целом архитектурный комплекс здания включает колокольню, баптистерий Иоанна Крестителя и музей. В архитектурном плане интересны такие детали Дуомо (итал. Собора), как его купол, созданный Брунеллески, внешняя облицовка стен, отличающаяся сочетанием панелей разных оттенков, и кампанила, выполненная в виде 4-ярусной башни без опорных столбов.
Фасад
Первоначальный фасад Дуомо, начатый Арнольфо ди Камбио, был разрушен в 1587 году. С тех пор было объявлено немало конкурсов для того, чтобы закончить облицовку постройки. Только в 1871 году был утвержден проект архитектора Эмилио де Фабрис, который выполнил облицовку с помощью мрамора. Фасад здания поражает своей разноцветностью, ведь его стены облицованы мрамором сразу 3-х цветов – белым, розовым и зеленым, которые переливаются при попадании на них солнечных лучей.
Общий внешний вид дополняется колокольней, которая украшена медальонами с библейскими сюжетами, различными статуями и нишами. Этот объект представляет для посетителей не меньший интерес, чем знаменитый купол. Комплекс Дуомо включает в себя и крестильню (Баптистерий), который отличается золотым расписным куполом и древнеримскими мозаичными рисунками.
Центральный вход
Центральный вход представляет собой отдельную архитектурную композицию и шедевр неоготического искусства. Главные ворота, которые служат входом в здание, выполнены из бронзы и украшены уникальными композициями на тему жизни Богородицы.
Передняя часть входа украшена барельефом Богородицы, сидящей на троне с младенцем Иисусом, а арка – фреской с изображением Мадонны с лилией в руке. Часть фасада над статуями украшена большим узорным окном в виде розы, окаймленной рельефными медальонами почетных горожан Флоренции.
Купол Брунеллески
Купол Санта-Мария-дель-Фьоре принято считать символом начала раннего итальянского Ренессанса, ведь он стал первым громоздким сооружением, выполненным без использования опорных столбов и вспомогательных срубов. На создание купола ушло 15 лет, со временем он стал неким символом Флоренции, так как его видно практически из любой точки города. Высота купола составляет 90 метров, а его внутренний диаметр – 42 метра. 8 основных ребер купола связаны между собой 6-горизонтальными кольцами и сходятся под углом 60 градусов к фонарю высотой 21 метров. На смотровую площадку купола можно попасть, миновав 463 ступеньки узкой лестницы.
Уникальное творение гения архитектуры, созданное без арматуры и увенчанное изящным световым фонарем, стало настоящим символом Флоренции, который украшает все туристические путеводители этого города.
Внутреннее убранство
Неповторимый фасад и внушительные размеры постройки привлекают к себе тысячи туристов, но особое впечатление оставляет внутренний интерьер собора. Здание выполнено в виде латинского креста, в котором имеются 2 боковых трансепта, три нефа и апсид полукруглой формы. Размеры здания действительно весьма внушительные, ведь высота его арок достигает 20 метров, тогда как высота всего здания 90 метров, в ширину собор составляет почти 90 метров, а в длину – более 150 метров. Вместимость постройки составляет 30 тысяч человек, и когда-то до появления Миланского и других соборов он считался самым большим в Европе.
Интерьер здания не может оставить равнодушным никого, ведь он является творением самых искусных скульпторов и художников своего времени. Внутренние стены собора до сих пор хранят фрески 16 века, на которых изображены сцены «Страшного суда». Один из старейших витражей – работа Гаддо Гадди – содержит изображение Христа, коронующего Марию.
Особое место во внутреннем убранстве занимают часы, создание которых итальянским живописцем Уччелло датируется 1443 годом. Их отличительной особенностью является движение стрелок справа налево. Такие необычные часы можно встретить на ратуше в чешской столице Праге.
Кроме того, туристов привлечет большое количество «божественных» фресок – начиная от сюжета из жизни Девы Марии и заканчивая тимпаном с барельефом, изображающим Отца Небесного над серией бюстов художников. Особого внимания заслуживают и цветные мраморные мозаичные полы 16-17 веков, которые создавались архитекторами Баччио, Франческо де Сангалло, Джулиано д'Аньоло и другими.
По замыслу Брунеллески купол изначально должен был быть покрыт позолотой изнутри, но впоследствии было решено ограничиться побелкой. В дальнейшем он был расписан уникальными картинами в разной технике художниками Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро.
Крипта Собора
Крипта или склеп собора хранит в себе тайны событий, которые сопровождали возведение и дальнейшую жизнь в храме. Здесь даже можно рассмотреть старинные остатки и макет предыдущего храма Санта Репаратта, которые плавно перетекают в мозаичное убранство Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте расположены простые могилы Филиппо Брунеллески, Джованни Медичи, а также бронзовая рака с мощами Зиновия Флорентийского, саркофаги Конрада второго – одного из королей средневековой Италии и Германии, некоторых римских пап и одного из деятелей Проторенессанса – Джотто. Вход в крипту доступен для туристов по платному билету.
Музей Дуомо
Музей Собора Санта-Мария-дель-Фьоре, расположенный на Соборной площади и открытый в 1891 году, составлен из предметов, которые в то или иное время украшали интерьер здания. Кроме того, в Museo dell'Opera del Duomo можно полюбоваться проектировочными чертежами постройки, оригинальными статуями с фасада собора и различными макетами, созданными архитекторами. Кроме того, одним из экспонатов музея являются хоры, которые в свое время служили певчим.
Практическая информация
На сегодняшний день Дуомо способен вместить до 30 тысяч человек во время службы. Особую значимость для туристов имеет подъем на смотровую площадку, откуда открывается великолепный вид на город Флоренция, при этом подниматься придется самостоятельно – лифт здесь отсутствует.
Время работы собора и музея
В собор Санта-Мария-дель-Фьоре и его музей можно попасть по следующему графику:
- Понедельник, вторник, среда, пятница – с 10 до 17:00 часов.
- Четверг – с 10 до 16:00 часов.
- Суббота – с 10 до 16:45 часов.
- Воскресенье – с 13:30 до 16:45 часов.
Смотровая площадка работает по следующем графику:
- С понедельника по пятницу – с 8:30 до 19:00.
- Суббота – с 8:30 до 17:00.
- Воскресенье – с 13 до 16:00.
Стоимость билетов
Вход в собор осуществляется бесплатно, хотя для того, чтобы пройти внутрь, нужно выждать в огромной очереди желающих посетить собор и его смотровую площадку. В подземельный склеп, купол и колокольню вход осуществляется за сравнительно небольшую плату 15 евро, для детей в возрасте 6-11 лет этот билет стоит 3 евро.
Внимание! Билет действует в течение 48 часов, поэтому попасть внутрь и полюбоваться городским видом можно в любое удобное время суток.
Как добраться?
Для того чтобы добраться до Дуомо из аэропорта, можно воспользоваться шаттлом Vola in bus, который довезет вас до вокзала. Добираясь до собора от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и свернуть на виа Черретани. Если вы добираетесь до здания из дальних районов Флоренции, то можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37 или 71.
В заключение
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – это один из пяти самых грандиозных соборов мира и главная достопримечательность Флоренции. Его можно безошибочно найти, посетив город, ведь его восьмигранный купол виден с любого угла Флоренции. Переплетение разных стилей архитектуры и обширная постройка притягивает туристов и производит на них неизгладимое впечатление. Этот исторический памятник доступен бесплатно для посещения туристов каждый день.
Санта-Мария-дель-Фьоре — шикарный собор со своей историей. Сразу появилось желание посетить его.