Галерея Уффици – культурная сокровищница Флоренции

Главная » Куда сходить »

Галерею Уффици во Флоренции по праву можно назвать культурной сокровищницей города. Только здесь вы своими глазами увидите знаменитый шедевр Боттичелли – картину «Рождение Венеры». Музей стал важным этапом развития западного искусства и является одним из наиболее старых в Европе. Посетители Уффици могут насладиться прекрасным, пользуясь тематическими маршрутами, и наглядно проследить важнейшие исторические события на примере памятников искусства в более чем 50 залах, расположенных в хронологическом порядке.

Микс из произведений галереи Уффици

Историческая справка

Когда, как не в рассвет Флорентийского ренессанса, могла появиться Галерея Уффици, ведь это был самый важный период для города. В 1560 году городом управляла династия Медичи. Главный ее представитель всю жизнь посвятил обустройству и возвеличиванию Флоренции. Герцог Козимо Старший принял решение построить дворец для административных и судебных учреждений. Планировалось, что здание станет новым современным центром и символом величества герцога. Для воплощения своей идеи в жизнь Козимо обратился к своему придворному архитектору Джорджо Вазари.

Для того чтобы выполнить проект, был вынесен приказ о сносе старинных кварталов и церкви Сан-Пьер-Скераджо, на месте которых было организовано строительство.

Все жертвы были не напрасны. И в самом сердце Флоренции между площадью Синьории и мостом Понте Веккью расположился один из самых величественных дворцов страны. Автор проекта Вазари позаботился не только о внутреннем облике и специальном оформлении длинных коридоров галереи, но и о внешнем дворе, окруженном висячими садами.

В 1565 году спустя пять лет с начала строительства Уффици по приказу Козимо архитектор построил проход протяженностью 750 метров. Коридор соединил дворец, резиденцию главы Медичи, мост Понте Веккью и храм Святой Фелицины. Участок прохода был оборудован большими панорамными окнами. Такое архитектурное решение было новшеством для тех времен, и коридор получил название своего творца – Вазари.

После смерти мастера Вазари в 1574 году обустройство Уффици продолжили итальянский художник, оформитель и архитектор Бернардо Буонталенти и мастер Альфонсо Париджи Младший.

Герцог Козимо Старший так и не увидел окончания строительства дворца. Важный вклад в основание Уффици внес его сын Франческо Медичи. При его участии появились ценные предметы из семейной коллекции, античные статуи и другие произведения искусства. А в 1581 году последний этаж дворца окончательно превратился в галерею.

Справка. Любимым художником титулованных особ Медичи был Сандро Боттичелли. В галерее до сих пор располагаются его редкие творения.

Позднее во дворце появился необычный Зал Трибуна, который был выполнен в форме восьмиугольника и покрыт огромным куполом. Зал был построен для собрания произведений искусств и стал первым помещением в Уффици, предназначенным для выставки личной коллекции Герцога. В 1589 году террасу, примыкающую к Залу Трибуна, переоборудовали в Зал Географических карт.

С годами коллекция экспонатов пополнялась. Вплоть до самого своего исчезновения (18 век) семья Медичи заполняла залы и коридоры уникальными собраниями живописи и скульптуры со всего мира из личных коллекций знаменитых людей Италии и других музеев. В последствии музеем занимался Пьетро Леопольдо – следующий герцог Тосканы. Ему галерея обязана входной лестницей, вестибюлем и залом Ниобеи.

1737 год стал важным этапом в судьбе дворца. Последняя представительница рода Медичи Анна Мария передала всю коллекцию Уффици в собственность города. Главным условием такого соглашение было то, что памятники, находящиеся в галерее, никогда не должны покинуть город, а коллекция станет доступна для просмотра всем желающим. Таким образом, Анна обеспечила сохранность галереи и позволила ей обрести статус публичного музея.

Анна Мария Медичи

В 1765 году музей впервые открыл свои двери для всех гостей. Ранее для посещения нужна была предварительная заявка, а посетителями становились только богатые и влиятельные ценители прекрасного.

Начиная с 21 века преобразования шли одно за другим, открывались новые залы, переоборудовались старые. Процессы происходили постоянно и вплоть до настоящего времени. Все реорганизации и реставрации проходили под руководством действующих директоров и хранителей музея.

В 2004 году проводилось грандиозное расширение за счет площади, отведенной для служебных помещений, что позволило продлить художественные маршруты.

Сейчас Галерея Уффици является одним из самых посещаемых музеев мира.

Архитектура галереи Уффици

Архитектурный ансамбль Галереи Уффици в настоящем ее виде – это два корпуса, соединенные третьим и длинной аркадой, выходящей к набережной Арно. Вся композиция по форме напоминает подкову. Здание состоит из трех этажей и единого фасада вдоль улицы, а внизу расположены многочисленные входы. Фасад выполнен в «вазариевской» манере и выделяется своей легкостью и изяществом – высокая стена не кажется громоздкой, а большие окна и лоджия создают впечатление открытости пространства.

Архитектура Уффици

Дворец Уффици стал абсолютно новым архитектурным решением и далек от тосканских традиций. Снаружи декор дворца очень сдержанный. Это серый камень в сочетании с белой штукатуркой, а входом служит портик с аркадами.

Схема здания находится на каждом этаже, в том числе и для людей с ограниченным зрением. Галерея Уффици занимает общую площадь в 13000 квадратных метров.

Залы галереи

Тематические маршруты, составленные в хронологическом порядке, делают посещение галереи максимально удобным для любого гостя. В галерее находятся художественные достояния разных эпох: живописные полотна, скульптуры, гобелены и миниатюры, размещенные в коридорах и залах.

Уффици стала достойным пристанищем для единственного в мире собрания автопортретов, которое постоянно пополняется работами современных художников. Музей по праву можно назвать сосредоточием прекрасного. Здесь собраны коллекции и работы, которым уже более четырех столетий.

От входа в музей идут три вестибюля. Один из них украшен бюстами из мрамора и порфира. Другой представляет работы итальянского художника Джовани Маноцци. В третьем располагаются саркофаги и статуи Древнего Рима.

На третьем этаже здания открыта картинная галерея. Помимо этого, во дворце хранятся редкие исторические документы.

Залы расположены вдоль коридоров, которые изящно украшены гобеленами фламандских и флорентийских мастеров, а также античными скульптурами и древнеримскими статуями.

Первый коридор

В первом (восточном) коридоре представлены произведения 16 века. В переходе хранится около 1500 картин. Это творения таких художников, как Рафаэль, Рубенс, Диего Веласкес, Джорджо Вазари. Преимущественно это автопортреты. Также здесь можно увидеть работы русских живописцев.

Вдоль стен величественно расположились бюсты и скульптуры из личной коллекции Медичи. Потолки украшены мастерами и художниками. Полы выполнены из белого и серого мрамора.

Первый коридор

Из восточного коридора гости галереи могут пройти в залы:

  • сиенское искусство XIV века;
  • «примитивная» живопись Тосканы;
  • флорентийское искусство XIV века;
  • готика;
  • кабинет Математических наук;
  • раннее Возрождение;
  • миниатюры;
  • итальянская живопись XV века;
  • трибуна;
  • и другие.

Второй коридор

Коридор с широкими окнами смотрит на реку Арно и внутренний двор Уффици. Южный коридор – место, где представлены различные скульптуры, гротескные фрески на полах и холсты, созданные в период от 17 до раннего 21 века. Здесь посетители увидят бюст «Умирающего Александра», а также римскую копию скульптуры «Амур и Психея».

Амур и Психея

Над окнами, выходящими на сторону реки, находятся портреты из серии «Джовиана». Продолжение серии можно увидеть в третьем коридоре.

Третий коридор

Здесь гости увидят портреты из «Серии аулика», мебель, произведенную на флорентийских фабриках в 16 веке. В третьем коридоре располагается несколько скульптур:

  • «Вепрь»;
  • «Геракл Фарнезский»;
  • «Лаокоон» Баччо Бандинелли.

Главные произведения Уффици

Коллекция музея огромна. Большую ценность имеют произведения, связанные с религиозной тематикой: «Благовещенье», «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи), «Четыре всадника апокалипсиса» (А. Дюрер), «Крещение Христа» (А. Вероккьо), картина «Мэста» с портретом Богородицы.

Сама история галереи диктует ее главную особенность. Лучше всего в ней представлены произведения флорентийской и сиенской школ живописи.

Коллекция портретов видных деятелей науки и искусства, которую начал собирать кардинал Леопольдо Медичи уникальна и не имеет аналогов ни в одном музее мира.

Как и любой старинный дворец галерея хранит свои тайны. Современники утверждают, что во многих произведениях скрыты послания. Гиды любят рассказывать о тайных значениях того или иного элемента статуи или полотна. А под некоторыми фресками предположительно находятся другие картины, но, чтобы проверить это, необходимо снести часть стен. Пока администрация музея не решается на такой шаг.

Кроме работ известных западных мастеров в просторных залах расположены произведения Кустодиева, Айвазовского, Кипренского.

Ценители со всего мира съезжаются сюда, чтобы увидеть работы Боттичелли, особенный интерес вызывает картина «Рождение Венеры».

Картина «Рождение Венеры»

Привлекательны также творения Да Винчи, Тициана, Джотто и Караваджо.

Важным экспонатом является Венера Медицейская. Это мраморная копия утраченного греческого оригинала, выполненная в натуральную величину.

За экспонатами спрятано великолепное и уникальное оформление залов и коридоров. Не забывайте, что Уффици – это дворец, и каждый квадратный метр здесь представляет собой произведение искусства.

Часы работы и стоимость билетов

Галерея Уффици работает ежедневно с 08:15 до 18:50, кроме понедельника. Музей закрыт на католическое Рождество (25 декабря), Новый год (1 января) и День труда (1 мая).

Цена билета в летний период составляет 20 евро, в зимний – 12 евро. Каждое первое воскресенье месяца предусмотрен свободный вход. А также бесплатно попасть в Уффици можно в день своего рождения и дамам в Международный женский день (8 марта).

Вход для детей бесплатный, но специальный проходной билет необходимо получить в кассе. Кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия галереи.

На официальном сайте можно приобрести билеты в режиме онлайн. Это достаточно удобно и избавит от необходимости стоять в очереди в кассу, а очередь в сезон набирается немаленькая.

Полезная информация для туристов

На первом этаже находится сувенирная лавка и книжный магазин, где можно купить открытку на память об этом месте или иллюстрированный альбом. Тут же можно взять аудиогид на русском языке. Есть возможность подняться на верхние этажи минуя лестницу – на лифте, предусмотренном для посетителей, которым тяжело передвигаться. На террасе находится кафетерий и оборудованная смотровая площадка, с которой открывается красивый вид.

Терраса

Чтобы сэкономить время, у гостей Уффици есть возможность забронировать билет на официальном сайте галереи, правда за бронь придется доплатить 4 евро.

Важно! На территорию запрещено проносить воду и объемные рюкзаки. Вещи можно оставить в камере хранения.

Как добраться?

Уффици находится в хорошей транспортной доступности в центре города. На общественном транспорте до места назначения вы доберетесь на маршрутах С3 и D до остановки Ponte Vecchio, С1 до остановки Galleria Degli Uffizi.

Если вы хотите добраться на такси, просто назовите адрес Piazzale degli Uffizi, 6.

До галереи можно дойти пешком от железнодорожного вокзала Санта-Мария-Новелла, дорога займет всего 15-20 минут, а направление пути легко корректировать с помощью указателей.

Путь к Уффици от Ж/д вокзала

Просто побродив по галерее и насладившись видом прекрасных творений известных мастеров, вы получите массу эстетического удовольствия. Если есть желание узнать поподробнее о каждом экспонате, воспользуйтесь услугами гида. Бегло посмотреть на всю коллекцию Уффици можно за 3-4 часа, но лучше выделить на нее больше времени. Это один из самых востребованных музеев мира, поэтому любителям искусства посещение обязательно. Если вы приехали во Флоренцию, этот музей пропустить невозможно, хотя бы для общего развития и чтобы немного приблизиться к великолепию, собранному на протяжении многих веков.