Капелла Бранкаччи и ее знаменитые фрески
Содержание
Флоренция – один из величайших центров истории и культуры Италии. В этом прекрасном городе можно увидеть огромное количество всемирно известных образцов архитектуры и искусства. Благодаря такому богатому наследию, Флоренцию называют музеем под открытым небом. Одним из величайших достижений местных мастеров является капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине. Не увидев размещенных в ней шедевров, невозможно познать всю глубину и великолепие искусства Италии эпохи Возрождения.
Исторические сведения
История капеллы началась в 1367 году, когда Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи отдал приказ о ее строительстве в храме Санта Мария дель Кармине, возведение которого на тот момент еще не было завершено.
Справка. Фамильная капелла являлась собственностью рода Бранкаччи в течение четырех веков.
В 1422 году Бранкаччи поручил работу по украшению капеллы знаменитому мастеру той эпохи Мазолино да Паникале и малоизвестному молодому человеку Мазаччо. Тема для росписи выбиралась самим заказчиком. Работы были посвящены первородному греху и проповеди святого Петра. Выбор художников для выполнения данного заказа оказался настолько удачным, что, благодаря их таланту, имя Бранкаччи оказалось навсегда неразделимым с наивысшими достижениями в сфере итальянского искусства.
Мазолино и Мазаччо незамедлительно принялись за работу. Они поделили между собой сцены из жизни св. Петра. Но очень скоро стало очевидно, что стиль работы обоих мастеров кардинально различается. Если в творениях Мазолино видна мягкость и поэтичность, то во фресках Мазаччо без каких-либо прикрас читается вся буря чувств героев. Примером может служить изображение Адама и Евы, изгнанных из рая. Молодой мастер передал страдания героев во всей их трагичности. Адам прикрывает лицо руками, что в те времена считалось проявлением глубочайшего чувства стыда, а рядом с ним изображена рыдающая Ева с искаженным от горя и крика ртом.
В 1436 году Бранкаччи был обвинен в преступлениях против республики. Работы в капелле временно приостановились. Только спустя половины столетия они были возобновлены. Работу над фресками закончил талантливый мастер Филиппино Липпи, который без преувеличения был признан духовным последователем Мазаччо.
Исторический факт. В 1771 году в храме Санта Мария дель Кармине произошло возгорание. Огонь повредил практически все, что находилось внутри храма. По счастливой случайности капелла осталась цела.
Фрески капеллы
Фрески Мазаччо, которые и сегодня украшают капеллу Бранкаччи, признаны шедевром изобразительного искусства Италии эпохи Ренессанса. Эти работы положили конец возвышенному и поэтичному стилю Средневековья и послужили началом реалистичной, рельефной, осязаемой и эмоциональной манеры изобразительного искусства времен Возрождения.
Многие известные скульпторы и живописцы упражнялись и обучались мастерству именно в стенах этой капеллы. Среди них были Джованни да Фьезоле, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Урбинский и другие величайшие мастера своего дела.
Художественные достоинства
Работы молодого художника отличаются четкими линиями и глубоким проникновением в характеры персонажей. Изображая героев, Мазаччо применил широкие познания, полученные из античной скульптуры. Поэтому анатомия его персонажей очень достоверна, а их тела выглядят реалистичными, объемными и массивными.
Справка. Великий мастер Мазаччо прожил короткую жизнь (27 лет), поэтому фрески капеллы Бранкаччи стали главными его произведениями.
Фрески в капелле размещены с учетом расположения окон. Предметы на них изображены таким образом, что создается впечатление, как-будто они освещаются именно этим источником света. Благодаря данному подходу, все детали выглядят трехмерными. На самом деле такой эффект был достигнут с помощью светотеневой моделировки. Важно также то, что герои фресок имеют идеальное соотношение по масштабу с пейзажем, написанным на фоне изображения.
Фрески размещены в 2 яруса на боковых и задней стенах помещения. Третий ряд фресок и потолок с изображением евангелистов были уничтожены в XVIII веке в процессе перестройки капеллы. В нижней части расположена панель, имитирующая мраморную облицовку.
Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины»
Картина Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины» была создана также в 1420 году. Она служит примером стиля интернациональной готики. На ее фоне особенно ярко прослеживается реалистичность фресок, украшающих капеллу Бранкаччи. В свое время это вызвало настоящий шок среди ценителей искусства.
Сцены Мазаччо
На сегодняшний день сохранилось 12 эпизодов. Половина из них в полной или почти полной мере созданы Мозаччо. Композиции, имеющие вертикальное изображение, согласно традициям средневековья, объединяют несколько разновременных сцен.
Завершение росписи художником Филиппино Липпи
Работы по росписи капеллы Бранкаччи были завершены талантливым художником Филиппино Липпи. Его шедевры вызывают не меньший интерес у туристов, чем творения Мазолино и Мазаччо. Особое любопытство вызывает то, как мастер вписал в образы библейских персонажей портреты своих современников.
Интересный факт. На фреске о восхождении Феофила на трон в изображении одного из трех зрителей можно узнать Сандро Боттичелли. В сцене с Волхвом в крайней части фрески можно увидеть самого Липпи.
Время работы и стоимость билетов
Капелла Бранкаччи готова принять посетителей ежедневно, кроме вторника.
Время работы музея: с 10:00 до 17:00. В воскресенье – с 13:00 до 17:00.
Цена билетов:
- 4 евро – для взрослых;
- 1,5 евро – для детей.
Как добраться?
Адрес капеллы Бранкаччи: Piazza del Carmine, 14.
Чтобы добраться к музею, сначала необходимо попасть на левый берег реки Арно, перейдя ее по Ponte Amerigo Vespucchi. Затем следует пройти вдоль Via Sant'Onofrio и повернуть налево, перейдя на Via dell'Orto. Эта улица ведет прямо к церкви Санта Мария дель Кармине.
Доехать к музею можно на автобусе C3, C4 или №6. Церковь Санта Мария дель Кармине располагается рядом с одноименной площадью, которую потребуется перейти, чтобы достичь места назначения.