Джорджо Вазари и его творческая деятельность

Главная » Известные люди

«Я мечтаю не столько о наживе, сколько о славе» – так сам себя характеризовал Джорджо Вазари. Этот итальянский художник и архитектор прославился в эпоху Возрождения. Его талант настолько всеобъемлющ, что всему к чему он прикасался становилось частью мирового культурного наследия.

Лицо Джорджо Вазари

Биография Джорджо Вазари

Джорджо Вазари родился в 1511 году в итальянском регионе Тоскана, городе Ареццо. Большую семью живописца возглавлял ремесленник-гончар.

Тяга к искусству проявилась рано и уже в 12 лет Джорджо был принят учеником французского художника Гильома де Марсилья. В задачи юноши входила помощь в росписи фресок и витражей кафедрального собора Ареццо.

Судьбоносная встреча настигла Вазари в 1524 году во Флоренции. Здесь он познакомился со своим учителем – живописцем Андреа Дель Марио, позже жизнь свела его с Микеланджело. Последний стал не только его наставником в искусстве, но и хорошим другом.

Жизнь во Флоренции стала переломным моментом в судьбе начинающего художника. Его искусство приглянулось влиятельным представителям клана Медичи: Алессандро и Ипполито. Но смена политической ситуации в стране заставила их покинуть Флоренцию, а Вазари, лишившись покровителей, вынужден был вернуться обратно в Ареццо.

На родине он уже был известен и ему поступали заказы на роспись фресок. Эта работа была как нельзя кстати, так как на содержании Джорджо находились его младшие братья и сестры, их отец скоропостижно скончался. В Ареццо он познакомился с архитектором Россо, который дал ему несколько ценных советов. Эта помощь запомнилась Вазари, и в «Жизнеописания» он включил подробную биографию своего наставника.

В 1529 году жизнь заставила этого семнадцатилетнего юношу вновь покинуть родные края и поехать, вначале, во Флоренцию на заработки, а затем оттуда из-за начавшейся осады переехать в Пизу. Здесь он освоил искусство живописи, но нужда денег не позволила задержаться в этом городе и Вазари снова двинулся в путь. Во время своих скитаний по Италии художник встретил своего давнего покровителя Ипполито Медичи. Тот позвал его в Рим и дал крупный заказ на написание картины «Венера и Грации».

Спустя всего два года (в 1531) клан Медичи восстановил свои права у власти во Флоренции и Вазари вернулся под покровительство Алессандро. Дворец герцога служил ему мастерской, где были написаны несколько картин и портрет самого вельможи, здесь же Джорджо преподавал архитектуру и декор.

Справка. Первый серьезный заказ на возведение декоративных построек Вазари получил в 1536 году при торжественном посещении Карлом V Рима.

В 1537 году покровитель Алессандро Медичи был убит и молодой художник вновь оказался предоставлен сам себе. Его популярность уже вырвалась за пределы Флоренции, найти работу не составляло труда. В 1540 году в Болоньи он написал одну из лучших своих работ «Трапеза св. Георгия».

Трапеза святого Георгия

Становясь старше, мастер постепенно ушел в преподавание. А в 1561 году с помощью герцога Тосканы Козимо I Медичи он основывает флорентийскую Академию изящных искусств. Умер Джорджо Вазари в 1574 году в любимой Флоренции, ему было 62 года. Могилу его до сих пор можно найти в Ареццо на территории церкви Успения Пресвятой Девы Марии.

Творческая деятельность

Джорджо Вазари многогранно талантливый человек, произведения которого оставили значительный вклад в истории искусств.

Архитектура

Не все творения Вазари в архитектуре были по-настоящему успешными. Но с точки зрения декорирования и оформления зданий чувствовалась рука мастера. По мнению критиков ему не удавалось соблюсти единство стилей и форм в монументальных строениях.

К значимым работам, выполненным по проектам Вазари относятся:

  • Вилла Джулия. Этот архитектурный комплекс был возведен в 1555 году в Риме в качестве резиденции Папы Юлия III. На грандиозный проект было потрачено пять лет. В качестве соавторов выступали не менее знаменитые архитекторы: Джакомо да Виньола, Бартоломео Амманати и Микеланджело. Дворец состоял из трех ансамблей и удивлял современников своим великолепием. К сожалению, он не дошел до нынешних дней в первозданном виде. С 1889 года в уцелевших строениях располагается Национальный музей этрусского искусства;
  • Рыцарская площадь в городе Пиза и примыкающий к ней дворец рыцарского ордена Святого Стефана. Этот ансамбль был перестроен Вазари из нескольких разрозненных зданий. Проект был создан в 1558 году по запросу герцога Козимо I Медичи. На фасаде размещались узоры в традиционной технике граффито, дополненные барельефами, аллегорическими и зодиакальными знаками. Венчали композицию бюсты знаменитых личностей и фамильные гербы, выполненные из мрамора. Сейчас дворец носит название Палаццо делла Карована, в нем размещается административная часть государственного центра высшего образования;
  • галерея Уффици, расположенная во Флоренции. На постройку этого сооружения ушло долгих 20 лет: с 1560 по 1580 год. Вазари так и не увидел окончания строительства. Проект неоднократно изменялся и в окончательном варианте стал выглядеть как ансамбль из двух корпусов, соединенных аркадой. Фасад здания – это признанный шедевр Вазари, его отличает приверженность академическим канонам и строгость форм. С 1581 года по настоящее время в галерее располагается крупнейший музей изобразительного искусства.

Живопись

Своим настоящим призванием Джорджо считал именно живопись и уделял ей много времени. Работы художника пользовались небывалой популярностью у современников, но далеко не все из них прошли проверку временем. Вазари был рьяным приверженцем маньеризма, его работы отличали ломаные линии рисунка, перегруженность и вычурность сюжета, изобилие ярких эффектов.

Справка. Скорость работы Вазари над полотнами поражала. Быстрота достигалась не только огромным трудолюбием, но и привлечением большого числа молодых художников.

Среди наиболее значимых картин стоит отметить:

  • «Аллегория непорочного зачатия». Произведение написано в раннем периоде творчества художника, в 1541 году. Техника исполнения – темпера (роспись загрунтованной доски). Сюжет картины заимствован из текстов Апокалипсиса. На полотне непорочная Дева Мария возвышается над страдающими фигурами грешников. Увидеть картину в наши дни можно в церкви Флоренции под названием Santa Apostoli;
  • «Благовещение». Работа поражает масштабами – 216 на 166 см, на ее написание ушло 3 года – с 1564 по 1567. Это картина – первый заказ кардинала Ипполито Медичи. По мнению критиков произведение наилучшим образом отражает стиль художника: яркие цвета, обилие символов. Парадокс сюжета достигается сочетанием современного для Вазари антуража и происходящих на его фоне библейских событий;
  • Автопортрет маслом на холсте. Он был написан в 60-х годах XVI столетия, точная дата неизвестна. Удивительно, что художник отказался от ярких средств выразительности. На первом месте светлое лицо человека, умудренного опытом, и его руки, не прекращающие работу над рукописью.

Автопортрет Вазари

«Жизнеописания»

Примерно в 40-х годах XVI века Джорджо Вазари встретился на ужине у кардинала Алессандро Фарнезе с итальянским мыслителем-гуманистом Паоло Джовио. Этот человек недавно закончил труд о биографии известных людей и рассуждал вслух, не взяться ли ему за жизнеописание судеб великих художников. Вазари такие рассуждения крайне раздражали. Он мысленно отмечал, что вот тут Паоло неправильно назвал прозвище, здесь – ошибся в датах, а от понимания тонкостей многих техник он, и вовсе, далек.

Джорджо честно высказал свои мысли вслух. Друзья посмеялись над его прямолинейностью и предложили самому написать подробный труд. Художник, хоть и сочинял иногда литературные опусы, по-началу боялся браться за столь большую работу. Но под давлением был вынужден найти время и согласиться.

«Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» впервые увидели свет в 1550 году. В них вошли подробные биографии мастеров XII-XVI века.

«Жизнеописания»

Справка. Второе дополненное издание этой рукописи вышло уже в 1568 году, дальнейшие – сложно поддаются подсчетам.

Коридор Вазари

По-настоящему прославил и подарил всемирную известность Джорджо Вазари коридор или галерея, названные его именем. Он находится во Флоренции и проходит по верхнему ярусу моста Понте Веккьо, соединяя Палаццо Веккьо и Палаццо Питти. Это 750 метровое сооружение было возведено за 5 месяцев в 1565 году.

Возведение галереи заказал Козимо I по случаю брака между своим сыном Франческо и дочерью австрийского императора Иоанной. Клан Медичи пять лет назад переехал в просторный Палаццо Питти, но члены семьи часто посещали старый дворец (Палаццо Веккьо) во время заседаний правительства. Для таких переходов и была выстроена галерея над основной пешеходной зоной моста.

Коридор Вазари

Условно все пространство перехода состоит из трех зон:

  • войдя на мост из Галереи Уффици или из апартаментов герцогини, человек сразу оказывается в просторном «Зале Пятьсот». Он был построен еще при Джироламо Савонароле и использовался для проведения балов и светских раутов. Вазари лично украсил этот участок галереи панно и фресками, изображающими сюжеты из жизни Медичи;
  • далее – участок галереи с несколькими круглыми слуховыми окошками. Он дошел до нашего времени практически в неизменном виде. Здесь уже много столетий располагаются полотна знаменитых живописцев, в том числе, и автопортрет самого Вазари. Удивительно, что запах от рыбных прилавков моста Понте Веккьо никак не беспокоил высокопоставленных особ во время прогулок. Здесь же располагается небольшой балкончик для герцога, желавшего инкогнито присутствовать на богослужениях;
  • в третьей зоне перехода находится выставка автопортретов современных художников. Из нее можно пройти во двор Палаццо Питти и в сады Боболи.

Внимание! В 2020 году коридор Вазари не доступен для туристов по причине реставрации. Его открытие планируется на 2021 год.

Интересные факты из жизни художника

  • Джорджо рано лишился отца и с 14 лет он был вынужден заботиться о трех младших сестрах и двух братьях;
  • для дополнительного заработка художник обучился золотому и серебряному ремеслу;
  • судьба знаменитого холста «Благовещение» в наши дни неизвестна. В Лувре хранится картина с аналогичным сюжетом, но под другим названием. Доказательств, что это именно «Благовещение» из Ареццо нет;
  • коридор Вазари был значительно переделан в 1939 по приказу Бенито Муссолини. Диктатор пожелал увеличить окна галереи для лучшего обзора окрестностей;
  • Джорджо Вазари считается первым в истории искусствоведом. Такое звание он заслужил, благодаря созданию «Жизнеописания»;
  • в написании этого труда ему во многом помог Аннибале Каро, позже существенные правки внес монах Маттео Фаэтоне;
  • даже после издания «Жизнеописания» Вазари не был доволен материалом и дорабатывал его еще на протяжении 18 лет.

Джорджо Вазари – итальянский архитектор, искусствовед и художник, внесший серьезный вклад в мировую культуру. Наиболее значимые его работы – галерея на мосту Понте Веккьо и «Жизнеописания».